10.05.2018

Специальный репортаж "Горящие рельсы"

В основе сюжета трагическая история о столкновении в декабре 1942 года двух военных санитарных поездов под Уфой, с ранеными солдатами-сталинградцами. Судьба людей, которая почти 80 лет скрывалась под грифом "Совершенно секретно". Какие тайны до сих пор хранит место катастрофы? И почему не удаётся восстановить список погибших в тот роковой день?

5 декабря 1942 года под Уфой, на перегоне Шингак-куль - Чишмы столкнулись два санитарных поезда. По предварительной версии крушение произошло по причине преступного разгильдяйства. Согласно документам: «машинист и кочегар - уснули на рабочем месте...» Вот только перед этим, они не спали 34 часа!

Здесь никогда не проходила линия фронта и земля никогда не сотрясалась от разрыва авиационных бомб, но все леса и поля до сих пор хранят память о большой человеческой трагедии, которая более 70 лет хранилась под грифом «Совершенно Секретно».

«Первоначально говорили, что санитарный поезд налетел на хвост впереди стоящему товарному поезду, вот это самые первые документы которыми вы очень интересовались, затем начинаем устанавливать, документально подтверждать, сравнивать, получается что здесь наезд одного санитарного поезда на другой. Вот они прибежали, уже сильнейший пожарище на месте происшествия», - говорит поисковик, организатор поиска Зинур Усеев.


24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений (НКПС) дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов.

Для них выделили 6000 вагонов и определили штат железнодорожников.

Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки - перевязочной, кухни и других служебных вагонов.

За годы войны объем перевозок по эвакуации раненых составил 11 863 поезда.

Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Такие составы являлись кровеносными сосудами, связывающие медиков фронта и тыла. Потеря каждого подобного эшелона могла иметь далеко идущие последствия. Возможно, именно в этом кроется трудность в установлении всех причин катастрофы.

«Поисково-исследовательской работой я стал заниматься в августе 2008 года. До этого об этом я не знал, хотя и родился в этом районе», - признается Зинур Усеев.


Бывший следователь почти 10 лет бился о стену равнодушия, делал запросы в военные архивы, писал письма в десятки учреждений, но всё безрезультатно. 


«Как только я дошёл до установления личностей погибших, а всего их получается 42, да плюс еще 11 человек которые получили повторные ранения и ожоги во время столкновения. Туда пишу, сюда, нигде в республике не нашёл никаких данных об их личностях», - вздыхает поисковик, организатор поиска Зинур Усеев.


Долгие годы информация о той трагедии была покрыта завесой тайны. Но всё тайное рано или поздно становится явным. 


«Печки-теплушки попадали, и начался в вагонах пожар, загорелись полы, загорелась обшивка в вагонах, мягкий инвентарь, полки с ранеными и люди начали гореть живьём», - говорит жительница посёлка Чишмы Нэля Смирнова.


Сразу после столкновения все, кто мог самостоятельно передвигаться, бросились вытаскивать людей из горящего поезда и расцеплять уцелевшие вагоны. 


«Оказывается, человек горит как газовая горелка голубым пламенем... ой, там страшно что эти очевидцы говорят.. там и кричали кто пришёл тушить и сами солдаты бедные кричали. Не дай бог никому это всё пережить», - едва сдерживает слезы жительница посёлка Чишмы Нэля Смирнова.


В результате погибло 42 человека, еще 43 человека были спасены. Многие из них получили ожоги разной степени тяжести и были доставлены на лечение в Уфу.


«Зелёнкин Николай Фёдорович участник этого пожара и очевидец, показал нам эту могилу, много лет там сажали картошку, я им говорю: не сажайте там картошку, нельзя, всех ведь туда не могли захоронить, вы знаете, что вы на костях сажаете», - говорит жительница посёлка Чишмы Нэля Смирнова.


В конце 2017 года с документов о катастрофе сняли гриф секретности.


В моих руках находится уникальная папка, название которой ОСОБАЯ. Всем документам, хранящимся в ней, в своё время была присвоена высшая степень секретности. Здесь же хранятся документы о страшной Чишминской трагедии. 

 
Мы подробно изучили протокол, на котором шел подробный разбор случившегося 5 декабря 1942 года. Но нет здесь никаких списков с поезда — ни раненых, ни погибших... Нет, как будто их и не было!!!! Что за тайна? Может быть «кому-то было нужно, чтобы списки пропали?

Вот это то место, где позднее поставили придорожный памятник погибшим. Написано — вечная память погибшим в железнодорожной катастрофе 5 декабря 42 года.

В поисках очевидцев этой истории подполковник Усеев много раз обращался через газеты к жителям республики. И вдруг, на статью в республиканском издании откликнулся очевидец событий Зия Шафиков из башкирского села Шульган!!! Во время войны он служил санитаром в уфимском сортировочном госпитале 31-27.

Зия Шафиков даже много лет спустя писал, что эта история не даёт ему покоя и он часто вспоминает о ней, событие глубоко врезалось в память, и осталось с ним на всю жизнь.


Известно, что раненных привезли в уфимский эвакогоспиталь. Но почему пропали все документы об этом происшествии? Кому было выгодно скрыть все факты о катастрофе? 


Как могли исчезнуть списки погибших и повторно раненых??? Их, как минимум, должно быть ТРИ!!! Списки раненых - когда загружали в Военно санитарный поезд № 80 в Саратовской области. Списки, когда их продолжали лечить и оперировать в поезде. Списки, когда их разгрузили в Уфе 6 декабря 1942, и привезли в сортировочный госпиталь № 31-27. 


«Сведениями не располагаем, сведений нет, отрицательный ответ, пятьдесят крупнейших организаций Российской Федерации дали отказы… И после этого браться за это дело это просто безумие», - говорит поисковик Римма Буранбаева.


Помощь пришла от Риммы Буранбаевой. Поисковик с огромным стажем, Римма Нуриевна почти сотворила чудо и в короткий срок нашла не только родственников участников тех событий, но и даже одну из сотрудниц санитарного поезда №191. 


«За поездом №80, шёл еще один поезд номер сто девяносто один и он тоже вёз раненых. И это просто чудо, после того, что нигде никто ничего не нашёл, вдруг мне через сутки поиска удалось найти очевидца тех событий, живую свидетельницу, ей 98 лет - это Мария Ивановна Салманова», - говорит Римма Буранбаева.


Санитарный поезд № 191 собирал в госпиталях раненых и шел в глубокий тыл, и вечером 5 декабря подходил к Уфе.

«В тот же вечер наш поезд подходил к Уфе. Впереди нас шёл тоже поезд с ранеными, в это же время такой сильный толчок, я подошла к окну, наши поезда два столкнулись», - вспоминает участница событий Мария Салманова.


Мария Ивановна рассказывает, что это был самый обычный вечер, все готовились к ужину, санитары кормили раненых, заканчивалась планерка у начальника поезда.

Спустя почти 80 лет, благодаря поисковику Римме Буранбаевой и телеканалу «Вся Уфа», решился вопрос о награждении Марии Салмановой медалью за участие в ликвидации железнодорожной катастрофы у поселка Чишмы.

«Посоветовавшись с партийным активом, мы решили наградить Марию Ивановну памятной медалью - «Сто лет Красной Армии». Мы считаем, что мы должны помнить и живых тех, кто отдал жизнь за Родину», - говорит первый секретарь рескома КПРФ Юнир Кутлугужин.


История Мария Салмановой и Зии Шафикова- это невероятная удача для поисковиков. Главная работа еще впереди - ведь нужно установить имена всех погибших и пропавших без вести в тот роковой день. 

 
Подполковник Зинур Усеев до сих пор живёт мечтой, установить памятник тем, кто погиб в этом поезде, тем кто проливал кровь за Сталинград, пока решалась судьба нашей Родины, а погиб на мирной земле, погиб безымянным. 


Всё что у нас остается - Память. И пока она живет в Марии Салмановой, в детях Зии Шафикова, в поисковиках, и в сердцах всех неравнодушных людей, есть надежда, что хотя бы в нашей истории не останется белых пятен. Пусть даже работы в этом деле хватит на всю оставшуюся жизнь!