28.02.2017

В Уфе изобрели уникальный двигатель внутреннего сгорания для сверхлегких летательных аппаратов

Шум, как на аэродроме. К реву моторов из университетской лаборатории уже привыкли. Здесь испытывают двигатели. Очередной — ДДА-120 — для сверхлегких самолетов. Позади три года испытаний. Все они, как и финальное тестирование, завершились успехом.

Ноу-хау уфимских ученых. Научные сотрудники авиационного университета изобрели уникальный двигатель внутреннего сгорания для сверхлегких летательных аппаратов. Им удалось объединить бензиновый и дизельный моторы в единое целое.

«Этот лабораторный образец полностью соответствует, его габаритные размеры полностью соответствуют тому двигателю, который мы разрабатываем, но он только сделан в одноцилиндровом варианте, а наш двигатель будет трёхцилиндровым», говорит старший преподаватель кафедры двигателей внутреннего сгорания УГАТУ Рустамхан Зиннатуллин.

Он такой один. В России. Есть аналоги за рубежом, но стоят — в разы дороже. Кроме того, у ДДА-120 есть ряд преимуществ: он более экономичен и работает на разном топливе — бензине, керосине, спирте и даже на растительном масле. Все благодаря уникальной топливной системе. Один из разработчиков — доцент авиационного университета Марат Гарипов — отмечает, что снаружи двигатель выглядит как и все остальные. Особенность кроется внутри.

«В отличие от других многотопливных двигателей, способных работать на авиационном керосине (такие существуют: это, например многотопливные дизели), он будет существенно легче. В отличие от двигателей с искровым воспламенением, которые тоже способны работать на авиационном керосине, наш двигатель будет расходовать меньше топлива»,рассказывает доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания УГАТУ Марат Гарипов.

ДДА-120 был задуман давно. Еще в 80-е годы прошлого века ученые УГАТУ работали над его созданием. Проект остался нереализованным ввиду того, что в те времена ставка была сделана на тяжелые воздушные суда. И вот он, «звездный час». В эру сверхлегких самолетов и «беспилотников» летать «легко» — уже не фантастика.

«В настоящее время мы краунфандинговую кампанию запустили по сбору средств в помощь изготовлению прототипа. Чем быстрее она завершится успешно, тем скорее будет изготовлен прототип», — надеется инициатор проекта Платон Маслов.

Двигателем заинтересовались уже на этапе испытаний. Готовятся первые заказы. По словам разработчиков, спрос есть. Как и уверенность, что двигатель именно уфимских ученых составит конкуренцию импортным.

Айгуль Ташбулатова